Back to Course

UX/UI Design

0% Complete
0/0 Steps
  1. UX
    7 Topics
    |
    7 Quizzes
  2. UI
    7 Topics
    |
    7 Quizzes
Lesson 2, Topic 3
In Progress

Шрифты

27.05.2022
Lesson Progress
0% Complete

Содержание

  1. Введение: важность и восприятие шрифтов
  2. Основные понятия
  3. Какие бывают шрифты: классификация
  • шрифт с засечками
  • антиква старого стиля
  • переходная антиква
  • антиква нового стиля
  • брусковая антиква
  • шрифт без засечек
  • старые гротески
  • новые гротески
  • гуманистические гротески
  • геометрические гротески
  • декоративные шрифты
  • акцидентные шрифты
  • рукописные виды шрифтов
  • готические и декоративные шрифты
  • небуквенные виды шрифтов 
  1. Параметры, характеристика шрифтов и  их применение
  • насыщенность
  • ширина
  • контраст
  • высота строчных букв
  • скругление углов
  • засечки и бруски
  • курсив и наклон
  • геометрия
  • статика и динамика
  • открытость
  1. Советы по подбору шрифтов для проекта
  • Используем одну гарнитуру шрифтов
  • Придерживаемся минимализма
  • Выбираем контрастные шрифты
  • Передаем настроение (текст и содержание)
  • Шрифт для заголовков
  • Избегаем одного и того же стиля шрифта
  • Используем иерархию в своих интересах
  • Держимся за дизайнера
  • Пробуем шрифты-дуэты

Источники материала:

https://blog.depositphotos.com/ru/guide-to-10-font-characteristics-and-their-use-in-design.html
https://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/vidy-shriftov/

1.Введение: важности и восприятие шрифтов

Основу любой публикации, даже если это рекламное объявление или годовой отчет компании, составляет некий текст, который несет в себе информацию для читающего его. Использование определенных шрифтов иногда очень помогает донести эту информацию. 

Шрифт – мощный инструмент рекламы и маркетинга. Исследования показывают, что в любой надписи первичным носителем информации являются не буквы, а их начертание. Человек воспринимает текст сначала как изображение, а уже потом понимает смысл написанного. И первое впечатление нередко влияет на формирование окончательного мнения.

От шрифта зависит читабельность и понимание текста. Шрифт может сбалансировать дизайн или, напротив, внести в него дисгармонию. Поэтому при разработке дизайна этикетки или упаковки выбор шрифта имеет большое значение.

Соответствие содержанию — один из главных принципов типографики. Она должна полностью подчиняться тексту, его смыслу и назначению, облегчать, а не усложнять восприятие. Поэтому важно принимать во внимание психологическое восприятие шрифтов, знать их основные классификации, законы использования, сочетания с другими шрифтами и изображениями.

Человек может воспринимать текст, задействуя при этом разные способы мышления. Например, когда мы видим короткое слово, написанное на знакомом языке, крупными буквами и на контрастном фоне, мозг автоматически считывает его, и неважно, хотели мы этого или нет. А вот в случае, когда текст длиннее пары слов, человеку может потребоваться волевое усилие, чтобы начать (и тем более — продолжить) его читать. Если текст на незнакомом языке, то вообще выглядит сначала как паттерн, и только приложив усилия, мы можем узнать его смысл.

Когда мы выбираем шрифт и используем его в дизайне, то до определенной степени можем управлять тем, будет ли человек читать то, что видит перед собой, на автомате или будет сначала смотреть на паттерн текста, а содержание считывать более медленно и с усилием.

2. Основные понятия

Гарнитура – это семейство шрифтов, которые отличаются по начертанию, но имеют единый стиль и настроение. Всем известные Arial и Garamond – это гарнитуры шрифтов, которые содержат в себе целый набор вариантов: жирные, полужирные, курсивные и другие шрифты.

Шрифт – это какое-то одно начертание в рамках гарнитуры, а ещё файл со специальным разрешением, который скачивается на компьютер и устанавливается в систему. Например, Arial Italic и Garamond Bold – это шрифты.

Чтобы было проще запомнить разницу, можно использовать такую аналогию: гарнитура – это фамилия, а шрифт – имя. Например, Helvetica – это просто фамилия семейства шрифтов, из которой непонятно, о каком именно шрифте идет речь. А Helvetica Neue Light – это точное имя шрифта.

Кегль – высота символа

Начертания шрифтов – это то, с каким контрастом и наклоном нарисованы буквы. Чаще всего дизайнеры рисуют один шрифт в обычном, жирном, легком и курсивном варианте и их оттенках – легком курсиве или наоборот, супер-жирном обычном начертании.

Виды шрифтов – это большие группы гарнитур, которые объединили по общему признаку, например, шрифты для заголовков или декоративные шрифты.

3. Какие бывают шрифты: классификация и параметры

Базовая система классификации шрифтов

Как классифицируются семейства шрифтов? Исходя из их характеристик. Различают следующие: шрифты с засечками, шрифты без засечек, декоративные. 

  • Шрифт с засечками

Засечки упрощают распознавание символов, что позволяет следить за текстом. Благодаря этому блок текста с этим шрифтом намного легче читать.

Виды шрифтов с засечками 

Засечки, или серифы – это такие «подковы» у букв, благодаря которым шрифт выглядит более законченным и устойчивым. Раньше засечки помогали делать более качественный оттиск при печати в типографии и не изнашивать сами буквы. Сегодня считается, что засечки помогают чтению, так как взгляд цепляется за рисунок букв и слова не слипаются в кашу.

Иногда такие шрифты еще называют антиквами – это историческое название, которое объясняет их происхождение: до 19 века все шрифты в мире были с засечками, а anticuus в переводе с латинского означает «древний».

  • Антиква старого стиля

Это собирательное название большой группы шрифтов, которые появились в эпоху Ренессанса в 15 – 17 веках. Такие типы шрифтов унаследовали некоторые свои черты из более ранней письменности от руки, которую использовали в книгах до изобретения книгопечатания.

Главная особенность антиквы старого стиля – это наклонные овалы у букв и несимметричные засечки. Пример такого шрифта – Abobe Garamond Pro. Текст, набранный им, сразу же обретает изысканный стиль и красивое книжное настроение.

Такой шрифт будет хорошо смотреться в оформлении деловых журналов и газет, в документах и на визитках.

  • Переходная антиква

К переходной антикве мир перешел в конце 17 – начале 18 веков. Считается, что первая переходная антиква создавалась для нужд французского короля Людовика 14, и отличается от старой антиквы большим контрастом букв и симметричными засечками.

Переходных антикв не так много, но знают их все: это знаменитые шрифты Times New Roman, Baskerville и Georgia. Этими шрифтами набирают книги и документы, используют их в официальных письмах и других серьезных случаях. Они не устаревают, очень аккуратно смотрятся и их удобно читать.

  • Антиква нового стиля

Это шрифты нового типа, которые появились в конце 18 века во Франции и отличаются еще большим контрастом между основными и соединительными штрихами букв. Все буквы в таких шрифтах стоят ровно без наклона, благодаря чему кажутся ещё более официальными и строгими.

Считается, что такие шрифты проигрывают в удобочитаемости переходным антиквам, но споры об этом не утихают уже пару веков, а шрифт Didot за это время стал классикой французского стиля в книгопечатании.

Самые знаменитые антиквы нового стиля – это шрифты Bodoni, Didot, Walbaum. Их можно использовать для тех же целей, что и переходные: при печати книг, документов, писем и официальных заявлений.

  • Брусковая антиква

Это последний подвид антиквы, который появился в Англии в 19 веке как шрифт для рекламных плакатов, постеров и других крупных носителей. Главная особенность таких шрифтов – мощные прямоугольные засечки у букв и низкий контраст.

Сегодня такие типы шрифтов кажутся напечатанными на машинке, а их узнаваемый рисунок не перепутать ни с чем другим. Среди брусковых шрифтов историки дизайна отдельно выделяют несколько подгрупп: египетские шрифты, геометрические шрифты, гуманистические шрифты и шрифты типа Кларендон.

  • Шрифт без засечек

Шрифты без засечек, как нетрудно догадаться, лишены засечек. Поэтому длинные тексты с таким шрифтом обычно довольно трудно читать. Следовательно, он чаще всего используется для заголовков, подзаголовков и других дополнительных текстов.

Виды шрифтов без засечек 

Эти шрифты находятся в противоположности шрифтам с засечками. Их иногда еще называют гротесками, что дословно означает «причудливые» – это название закрепилось за ними как насмешка над тем, как сильно они отличаются от антиквы.  Буквы в таких шрифтах заканчиваются ровным краем, благодаря этому такие шрифты кажутся более современными и минималистичными.

  • Старые гротески

Это первые шрифты без засечек, которые, как и брусковые шрифты, изначально создавались для рекламных целей, но позднее стали использоваться и для набора обычного текста. Появились в 19 веке. Особенность старых гротесков в том, что это шрифты с небольшим контрастом, буквами одинаковой ширины и крупной, даже грубой геометрической формы. Такие типы шрифтов идеально подойдут для оформления заголовков газет, книг и статей.

Самые знаменитые старые гротески – Franklin Gothic и Akzidenz Grotesk.

  • Новые гротески

Эти шрифты пришли в мир в 50-е годы 20 века и до сих пор являются самыми актуальными и удобными из всех. Они появились благодаря дизайнерам-модернистам из швейцарской школы типографики и отличаются максимальной простотой и утилитарностью.

У таких шрифтов почти нет контраста, одинаковая ширина букв и ярко выраженное спокойное настроение. Их легко читать и можно использовать буквально везде. Именно поэтому они так популярны.

Самый знаменитый новый гротеск – шрифт Helvetica, который стал настоящим культом в мире дизайна, лег в основу логотипов многих брендов с мировой известностью и по сей день является одним из самых часто используемых шрифтов в мире.

  • Гуманистические гротески

Этот тип шрифтов во всем подражает рукописным шрифтам и антикве старого стиля, поэтому буквы имеют плавную форму линий и высокий контраст. Их удобно читать, они универсальные и поэтому широко используются по сей день.

Впервые эти шрифты появились в Англии в 20 веке, и первым гуманистическим гротеском стал шрифт Gil Sans, который тогда использовался в фирменном стиле Лондонской железной дороги. Позднее этот шрифт лег в основу логотипов BBC, BENQ и KitKat, стал шрифтом шведской марки косметики Oriflame.

Самые знаменитые гуманистические гротески – Gill Sans, Frutiger, Tahoma, Verdana, Optima, и Lucide Grande.

  • Геометрические гротески

Геометрические гротески строятся на простейших типах форм – круге, квадрате и треугольнике. Они появились в Германии в 30-е годы 20 века под влиянием архитектурной школы Баухауза. Суть этих шрифтов в простоте и ясных, чистых формах.

Из-за строгой геометричности этих шрифтов их чаще всего используют для заголовков, вывесок, плакатов и других крупных надписей и редко используют для текста. Самые известные геометрические гротески – Futura, Avant Garde и Gotham. Шрифт Futura используется в логотипах компаний Volkswagen, Dolce&Gabbana, Louis Vuitton.

  • Декоративные шрифты 

Объединенная группа, включающая шрифты, похожие на рукописный почерк, готические шрифты. Выбираются «по случаю». Так, например, рукописный шрифт используется для оформления дизайна приглашений, визиток. 

  • Акцидентные шрифты

Это самые разные виды шрифтов, главной общей чертой которых является полная непригодность для использования в тексте. Это яркие выразительные шрифты, созданные для привлечения внимания, акцента. Их используют в плакатах, вывесках и полиграфии и для яркого, запоминающегося дизайна.

  • Рукописные виды шрифтов

Это подгруппа декоративных шрифтов, которые подражают письму от руки. Они бывают двух видов: формальные и неформальные.

Формальный шрифт больше похож на каллиграфию, пропись и другие виды аккуратного почерка и часто используется в оформлении открыток и поздравительных писем.

Неформальные варианты шрифтов часто бывают похожи на детский почерк, надписи кисточками и фломастерами или граффити. Их используют для дизайна плакатов благотворительных акций, в оформлении школ и детских кружков.

  • Готические и декоративные виды шрифтов

Готические шрифты – это предшественники антиквы, которые использовались в Европе до 17 века. Они отличаются особой атмосферностью и сегодня используются для логотипов и вывесок.

  • Небуквенные виды шрифтов

К этой группе относятся все небуквенные шрифты – эмодзи, значки и картинки, которые часто используются в качестве дополнения к обычному тексту. Ещё сюда же относятся виньетки, линейки и декоративные фигуры, которыми украшают страницы дизайна.

4. Параметры, характеристика шрифтов и  их применение

  • Насыщенность

Жирность (Weight) шрифта мы замечаем в первую очередь и в любых условиях. Основные типы насыщенности: светлый, нормальный и жирный. Нормальные начертания (Regular) эмоционально нейтральны, на них меньше всего влияют оптические искажения или плохая резкость. Лучше всего распознается графема, поэтому нормальная насыщенность идеальна для чтения. Более эмоционально значимыми являются светлые и жирные начертания, передающие гамму ощущений от робкой деликатности до настойчивой грубости.

Тонкие начертания (Thin, Light) приятно рассматривать как линейный рисунок. Такая надпись не привлечет внимания, если вы сами этого не захотите, ее можно «выключить» просто отведя взгляд. Отсюда ощущение деликатности и бережности. Не удивительно, что такие начертания распространены в косметической отрасли и во всем, что близко к телу, от белья до носимых гаджетов.

Полужирные начертания (Semibold) содержат максимум уникальности формы, сохраняют читабельность и добавляют значимости тексту. Поэтому их используют для выделений в тексте, а также в логотипах.

Жирные начертания (Bold) созданы для привлечения внимания к коротким надписям. Читать их не очень удобно, но у вас нет выбора. Ведь уделив много внимания предмету, ваш мозг узнает о нем как можно больше.

Сверхжирные шрифты (Black) создают ощущение тяжести, мощи и усиливают собственные качества шрифта, для передачи которых более нейтральным начертаниям не хватало веса. Такие начертания провоцируют быстрый эмоциональный отклик, поэтому их часто применяют: в играх, рекламе, шоу-бизнесе.

  • Ширина

Ширина (Width) знаков шрифта, как и насыщенность, различается быстро и сильно влияет на читабельность и заметность надписи. Начертания нормальной ширины оптимальны для чтения, а другие варианты: узкие и широкие очень специфичны и несут отчетливую эмоциональную окраску.

Слегка зауженные начертания тоже могут быть читабельными. Компактные версии текстовых шрифтов используются там, где нужно вместить много текста в небольшую строку. Но этот прием создает легкое ощущение тесноты и экономности.

У сверхузких начертаний более интересные особенности. На них очень легко обратить внимание, из-за вертикальных линий, которые начинают преобладать в надписи. Кажется, что кто-то высокий забрался на трибуну и заводит толпу. Из-за низкой читабельности узких букв такой шрифт может передавать лишь краткие слова исключительной важности. Поэтому сверхузкие шрифты органично смотрятся там, где нужен стоп-эффект: в объявлениях, газетных заголовках, агитации.

Широкие и сверхширокие начертания сильно меняют восприятие текста. В широких шрифтах форма букв изменяется, появляется больше горизонталей. Даже короткое слово начинает читаться медленно, становится важным и запоминающимся. Все вокруг надписи кажется изобильным и внушительным. Широкие начертания прекрасно читаются под углом или при скоростном движении – перспектива нормализует пропорции. Поэтому, такие шрифты часто используют производители машин, самолетов и спортивных товаров.

  • Контраст

Разница толщины основных и дополнительных штрихов называется контрастностью шрифта. Контраст определяет положение шрифта на шкале читабельность / эстетичность. Слабый и средний контраст помогает при длительном чтении и не всегда создает особое настроение, зато крайние значения: нулевой и сильный контраст, формируют отчетливые художественные образы.

При полном отсутствии контраста надпись выглядит просто и лаконично, иногда даже примитивно. Неконтрастные шрифты разрывают связь набора с ручным письмом, опираясь на индустриальную и постиндустриальную городскую эстетику в любых ее проявлениях, от палочных шрифтов до неоновых вывесок. Эти особенности делают неконтрастные шрифты отличным решением для всех, кто хочет выглядеть современно и прогрессивно.

Очень сильный контраст – художественный прием, характерный для шрифтов романтизма и классицизма. Контрастные шрифты жертвуют читабельностью ради красоты титульного листа, обложки или плаката. Чередование толстых и тонких линий напоминает драматическое противостояние силы и слабости, льда и пламени, а соединение контрастных штрихов создает изящный силуэт и ритм, напоминающий музыку или танец. Логично, что контрастные шрифты так хорошо подходят для театра, моды и роскоши.

  • Высота строчных

Высота строчных букв (X-height), относительно заглавных и собственных выносных элементов – один из основных признаков шрифта, определяющих его применение. От высоты строчных зависит настроение и характер сообщения.

При среднем отношении (от 2/3 до 3/4) буквы верхнего и нижнего регистра сохраняют баланс сходства и различия, что позволяет легко находить начало предложения, но не отвлекает от чтения. Эта умеренность, вместе с другими свойствами, делает шрифт удобным для работы в тексте.

Маленькая высота строчных (1/2 и меньше) создает серьезное различие между буквами внутри одного шрифта. Шрифт становится в два раза разнообразнее и интереснее, чем его аналог со средним значением. Чем больше эта разница, тем лучше передается экстраверсия, музыкальность, артистизм. Эти качества отлично подходят для небольших личных или художественных текстов: стихов, поздравлений, приглашений, афиш.

Крупные строчные (Больше 3/4) делают шрифт более однородным (большие и маленькие буквы похожи между собой), таким шрифтом можно набрать больше текста. За счет более мелких заглавных и незначительных выносных элементов, строчки текста мало взаимодействуют с окружающим пространством. Это шрифты-интроверты, несущие ощущение стабильности, защищенности, но им иногда не хватает дружелюбия.

  • Скругление углов

Пересечения и соединения штрихов неизбежно образуют углы. Прямые, как в T, H, E, или острые, как в A, V, Z, N. Также конец любого штриха имеет свое очертание: заостренное, прямоугольное или скругленное. Углы, пересечения и края являются естественными визуальными раздражителями. Каждый угол нужно заметить и сфокусироваться, без этого навыка наши предки постоянно натыкались бы на острые камни и ветки. Поэтому, чем острее углы в надписи, тем легче она привлекает внимание.

Замена привычных, ожидаемых углов на округлости уменьшает зрительное напряжение и ассоциируется с гладкими, приятными на ощупь поверхностями. Это вызывают приятные эмоции и чувство комфорта. Также скругленные буквы работают с нашими первобытными инстинктами, ведь округлости – основа бэбишейпа, то-есть формы детеныша. Поэтому жирные и скругленные шрифты так хороши для детского питания, шампуней, подгузников. А еще скругление, в сочетании с некоторой рукотворностью делает шрифт похожим на еду: булочки, мороженое, фрукты.

Заострение углов и краев штрихов привлекает повышенное внимание, создает напряжение и даже дискомфорт. Но это полезно, если вы продаете «острые ощущения», удивляете, шокируете. Поэтому «колючие» шрифты так часто встречаются в подростковых товарах, атрибутике металлистов и других субкультур.

  • Засечки и бруски

Наличие засечек (Serif) у шрифта – самый важный признак в любой классификации шрифтов. Форма засечки зависит от общей логики построения шрифта, а эта логика развивалась с Древнего Рима до наших дней. Из-за древнего происхождения шрифты с засечками называют антиквами. Шрифтами с засечками можно наслаждаться, как хорошим вином, на эту тему пишут целые книги, а здесь речь пойдет о том, в чем смысл засечек вообще и как их правильно использовать.

В текстовых шрифтах, типа Times New Roman или его аналогов, засечки на краях штрихов помогают глазу быстрее скользить по строке. Даже при слабой резкости засечка не дает оптическому искажению укоротить вертикальный штрих, из-за чего базовая линия строки и высота букв сохраняется. Поэтому шрифты с засечками чаще всего используются в объемных текстах художественной, научной или образовательной тематики.

В крупном же размере шрифты с засечками становятся историческим костюмом на персонаже, отправляют зрителя в нужное время и место. Венецианская антиква, Итало-Французская антиква, Английская антиква, Классицистическая антиква – все это порталы в свою страну и историческую эпоху. Чем выше уровень культурной искушенности зрителя, тем точнее он переместится. Даже массовый потребитель, не знающий тонкостей, решит, что перед ним классический, исторический шрифт, а эти ассоциации вызывают доверие. Все шрифты с засечками, кроме брусковых, в той или иной степени несут пафос их Великого предка – римского капитального шрифта с колонны Траяна. Это понимают голливудские продюсеры и все, кто им подражает, поэтому Trajan является самым распространенным шрифтом в кино.

Бруски сильно отличаются от других форм засечек, поэтому для брусковых шрифтов часто выделяют отдельное место в классификации. Засечка считается бруском, если она достаточно ровная, прямоугольная и по толщине сравнима с основным штрихом шрифта. Такие буквы неудобно писать каллиграфическими инструментами, их лучше чертить, штамповать или вырезать. Такая форма не способствует комфортному чтению, но зато может переносить зрителя в разные места, от Дикого Запада до Германии 1930-х годов. Главная черта брусковых шрифтов – патриархальная суровость, поэтому они органично смотрятся в заводских цехах, магазинах инструментов или стейк-хаусах.

  • Курсив и наклон

Курсивные и наклонные начертания часто встречаются в современных шрифтовых семействах в дополнение к прямым. При этом они имеют различные функции и смысл.

Курсивные начертания (Italic) отличаются от прямых более рукописной формой, потому что они произошли от распространенного итальянского почерка эпохи Возрождения. С XVI века и до наших дней, италик используется для выделений в тексте. Наклон указывает на смену интонации при чтении. Кроме того, в рукописной форме букв меньше прямых линий и больше изящных изгибов, что придает выделенной фразе приятный вежливый характер. Все, что напоминает почерк, кажется более личным и доверительным, чем ровные «печатные» буквы, поэтому в большинстве поздравлений и приглашений используются рукописные шрифты или близкие к рукописным курсивные начертания шрифтов с засечками.

Наклонные начертания (Oblique) получаются путем скоса прямых букв и служат в основном для придания надписи ощущения скорости, но иногда и для выделений в тексте. После скоса все вертикальные линии становятся наклонными, даже круглые формы под наклоном теряют часть уникальности. Более монотонная надпись, как бы покосившаяся от ветра, воспринимается как нечто быстрое и стремительное. Поэтому наклонные шрифты – отличный выбор для спортивной или автомобильной тематики.

  • Геометрия

В цифровых шрифтах каждая буква строится по геометрической формуле. Но эта формула имеет разное значение для функции и образа шрифта. В декоративных шрифтах, имитирующих почерк, кляксы или мазки, геометрия отвергается, их форма как бы спонтанна. Но большинство шрифтов широкого применения, созданных с начала книгопечатания до наших дней, четко просчитаны и имеют либо гуманистические, либо геометрические пропорции.

Гуманистическое построение шрифта означает, что в его основе лежит форма почерка гуманистов эпохи Возрождения, отсюда и название. Это красивые и комфортные для чтения шрифты, отточенные до совершенства. У них открытые разноширинные буквы с явным отличием высоты заглавных и строчных, с наклоненными осями наплыва. В гуманистических шрифтах геометрия служит для совершенствования формы, не создавая конкретных образов. Они удобны для большинства людей и практически универсальны. Поэтому гротески с гуманистическими пропорциями часто встречаются в массовых коммуникациях, например в городской навигации.

Геометрическое построение с нуля, вопреки опыту и традиции, характерно для XX века. Первые геометрические шрифты появились в 1920-1930 годах под влиянием конструктивизма. Все буквы строились из простых геометрических форм: круга, квадрата, треугольника. Чаще всего это были шрифты без засечек, или засечки заменялись брусками. Сегодня их называют геометрические гротески и геометрические брусковые.

Идеи научного прогресса, стандартизации, упрощения, неизбежно привели к созданию новой формы шрифта. Простой чертеж способен полностью заменить рукописное и словолитное наследие, даже общепринятые очертания букв (графемы) могут измениться. Например, круглые О, С, D могут стать квадратными и весь шрифт может строиться из универсальных модулей. При этом форма букв потеряет влияние на читабельность и образ. Все будет зависеть от формы модуля: дуги, многоугольника, квадрата. Например, модульные шрифты эпохи Звездных Войн, Терминатора и Робокопа, своей нерукотворной формой изображают фантастическое будущее, с космическими полетами, умными машинами и прочими технологиями, которыми так увлечены люди с середины XX века.

Выбор геометрического шрифта работает как машина времени. Можно перенести зрителя в революционную Россию (прямоугольники, палки, треугольники), довоенную Германию (прямоугольники, круги, дуги), Америку эпохи джаза (треугольники, круги, тонкие линии), или в начало компьютерной эпохи (оквадраченные буквы, пиксели, матрицы).

Геометрические гротески актуальны и сегодня, взять хотя бы логотип Google 2015 года. Шрифтовая культура 2010-х повторно обращается к опыту модернизма, переосмысливая его. Возвращается мода на геометрические шрифты, которые, благодаря высокому разрешению экранов и гладкости бумаги, выглядят идеально точными, лаконичными и читабельность сохраняется. Такие шрифты хорошо решают задачи глобальных корпораций, СМИ и даже большой политики.

  • Статика и динамика

Рисунок букв шрифта может быть статичным или динамичным. Чем больше горизонтальных и вертикальных линий в строке, тем более статичным является шрифт. А линии и дуги, не совпадающие с горизонталью строки, придают шрифту динамичности. На динамику влияют: наклон оси наплыва у букв o, e, c, p, b, d, наклон перекладины е, окончания штрихов букв s, c, a и форма засечек. Все эти элементы могут быть прямыми, диагональными или изогнутыми. Курсивное или наклонное начертание делает рисунок еще более динамичным.

Статичность в шрифте воспринимается как признак спокойствия и упорядоченности. Не случайно Helvetica, задуманная как универсальный нейтральный шрифт, является статичной. А если шрифт имеет больше прямых, чем обычно, например из-за спрямления овалов, то он будет ассоциироваться со строгим порядком, доведенным до автоматизма. Это отлично подходит для режимных объектов: точного производства, железной дороги, электростанций.

Динамичный рисунок, не очевидный, как в курсиве, а в прямом начертании, является тонкостью, которую приятно подмечать. Это необязательное качество создает интерес к надписи. Скрытая сложность – признак настоящего искусства. Поэтому динамические шрифты хороши для всего эстетичного и оригинального.

  • Открытость

Разомкнутые буквы, например c, могут быть сильно открыты, умеренно открыты, или практически закрыты. Открытость (апертура), влияет на форму букв: c, a, e, s, з, э, є. Очень открытые буквы компактнее, чем закрытые, от их ширины во многом зависит емкость шрифта. Частотный анализ языков показывает, что буквы e, a, s, c составляют более 30% английского языка, а буквы е, а, с, з – это почти 25% русского. Поэтому, за счет большей апертуры и легкого спрямления овальных элементов: о, p, d, b, q можно получить очень компактный шрифт, который не будет выглядеть сжатым и сохранит хорошую читабельность, например как PT Sans.

Умеренная открытость сама по себе не создает настроения, зато полузакрытые буквы лучше всего распознаются при быстром чтении, например на дорожных указателях или номерных знаках.

Очень открытые шрифты при наборе небольших надписей имеют собственный характер. И это в самом деле открытый миру, экстравертный характер. Открытость вызывает чувство комфорта, ощущение простого и честного общения. Такие шрифты часто встречаются в избирательных кампаниях политиков, продвигающих идеи свободы и демократии, а также в рекламе чего-то удобного, комфортного и простого, типа умного дома или легкого ноутбука.

У закрытых шрифтов характер тоже соответствует апертуре. Эти самодостаточные интроверты создают чувство стабильности, надежности и защищенности. Поэтому в политике их часто используют консерваторы и протекционисты, а в рекламе они незаменимы для всего, что основано на безопасности и защите.

5. Советы по подбору шрифтов для проекта

Минимальное количество шрифтов способствует соблюдению принципа единства и соответствия в дизайне. Чем меньше ваша работа содержит различных стилей и пестрит всевозможными цветами и шрифтами, тем осмысленнее и профессиональнее она выглядит.

Чаще всего дизайнер выбирает один шрифт для проекта. Причем характер выбранного шрифта должен соответствовать креативной идее, либо настроению дизайна. Например, если мы делаем буклет, посвященный сотовому телефону третьего поколения, то нам скорее всего подойдет легкий современный шрифт без засечек. А вот буклету на тему выставки импрессионистов в Эрмитаже больше подойдет классический, «прочно стоящих на ногах», шрифт с засечками. Вообще, удачный подбор шрифтов крайне важен в работе дизайнера, потому как несоответствие характера шрифта идее и характеру проекта может загубить всю работу на корню.

  • Используйте одну гарнитуру шрифтов

Если вы начинающий дизайнер и до сих пор не знаете, как комбинировать шрифты, то выберите безопасный путь. Суперсемейства – это семейства шрифтов, которые имеют много весов и стилей в рамках одного шрифта. Придерживаясь одного суперсемейства, вы делаете еще один шаг в сторону создания минималистичного макета. Кроме того, вы будете знать, что шрифты будут хорошо работать вместе, потому что структурно они одинаковы.

Посмотрите на семейство шрифтов Bw Modelica. Этот минималистичный шрифт имеет четыре ширины, каждая из которых содержит восемь различных весов, включая курсив. Вы сможете использовать самый жирный для заголовков или просто для привлечения внимания, тонкий для подзаголовков и нормальный вес для основного текста. Поскольку это семейство включает в себя ширину, можно экспериментировать еще больше!

Преимущество использования суперсемейства заключается в том, что дизайнер позаботился о мелких деталях шрифта, адаптировав его для больших и маленьких масштабов. Поэтому, если вам нужно использовать один стиль для заголовка, а другой – для основного текста, вы будете уверены, что символы читаемы в обоих размерах. Суперсемейства имеют бесконечные варианты, которые позволяют смешивать их. Эти качества хороши, если вы ищете комбинации шрифтов для сайта или разрабатываете макет проспекта.

  • Придерживайтесь минимализма

Не многим людям нравится устанавливать границы, но, когда дело доходит до сопряжения шрифтов, это всегда к лучшему. Старайтесь не тратить слишком много времени на объединение нескольких стилей шрифтов. Попробуйте придерживаться максимум двух или трех шрифтов – это сэкономит время и читатели не будут пропускать чтение текста.

Шрифты имеют индивидуальность и могут конкурировать за внимание на странице. Если вы выберете суперсемейство и остановитесь всего на нескольких опциях, это тоже имеет значение! Попробуйте объединить шрифт с засечками со шрифтом без засечек или рукописный шрифт со шрифтом без засечек; это и даст необходимое разнообразие, что сделает ваш дизайн захватывающим.

Ниже я сочетала Tharon Brush Style и Berlin. Tharon – это энергичный рукописный шрифт, который идеально подходит для логотипа или заголовка в редакционной статье. Шрифт жирный и сильный, поэтому, чтобы сбалансировать его, нужно что-то современное и базовое. Вот тут и приходит Berlin – этот шрифт без засечек геометрический и структурированный, а стилистически он противоположен рукописному шрифту. Berlin минималичный и чистый, идеально подходит для сочетания со шрифтом, который побуждает движение.

  • Выбирайте контрастные шрифты

Выбор пары шрифтов для макета – серьезное дело. Вы хотите, чтобы шрифты контрастировали и дополняли друг друга. С анатомической точки зрения, если между шрифтами нет большой разницы, это может быть ошибкой. Распространено, и некоторые могут даже сказать, что это универсальное правило, использовать шрифт без засечек и шрифт с засечками, потому что они достаточно разные, чтобы объединить их в макете.

Некоторые дизайнеры могут даже рискнуть использовать два шрифта одной классификации. Например, если вы решите использовать два шрифта без засечек, убедитесь, что они вызывают похожее настроение, но полностью отличаются друг от друга.

Подумайте, как вы используете шрифты и как можете это сделать. Вы можете добиться контраста, смешивая веса, кернинг и стили. Если вы действительно склонны к тому, чтобы использовать два совершенно разных шрифта, то можете выбрать классический вариант без засечек и с засечками, или в зависимости от темы вы можете использовать рукописный и шрифт с засечками.

Ниже представлен Ropstone, старинный декоративный шрифт, вдохновленный классическими плакатами. Есть несколько способов подобрать ему пару: можем комбинировать с рукописным шрифтом или со шрифтом без засечек. Отличным рукописным шрифтом для сочетания с Ropstone является Ink Blank. Каллиграфическое ощущение приятно контрастирует с декоративными тонкостями Ropstone.

Если вы хотите упростить, выбирайте шрифт без засечек, например Noir Pro. Шрифт без засечек будет поддерживать декоративный шрифт, не мешая слишком сильно. Декоративный шрифт можно использовать только в особых случаях, например в заголовках. Между тем, шрифт без засечек можно использовать для основного текста, чтобы он был разборчивым и позволял декоративному шрифту сиять. Если вы работаете со старинной тематикой, это хорошая комбинация шрифтов для печати и редакционной статьи.

  • Передаем настроение (текст и содержание)

Шрифты похожи на людей: у каждого свой характер и индивидуальность. Если вы создаете дизайн с особым настроением, обратите особое внимание на тип шрифта, который используете. Например, на приглашении на день рождения ребенка уместно использовать декоративные шрифты. Но вы не захотите использовать тот же шрифт в официальном документе.

У каждого шрифта есть история, и чаще всего она передает определенный период времени. К примеру, избегайте использования sci-fi шрифт в тексте, который говорит о традиционных процессах печати. Прежде чем выбирать шрифт, прочитайте текст и поймите его значение, подумайте, какие шрифты могут раскрыть тему. Это применимо ко всем стилям шрифтов.

Almeda – это винтажный декоративный шрифт, который идеально подходит к тексту 1920-х годов, приглашению или редакционной статье. Хороший компаньон для Almeda – Bw Vivant. Этот элегантный шрифт передает очарование стиля арт деко. Сверхчистые формы делают его идеальным в качестве основного текста для поддержки тонкостей Almeda.

  • Шрифт для заголовков

Допустим, вы выбрали хорошую комбинацию шрифтов, но страница все равно выглядит слишком просто. Или вы хотите выделить заголовок на странице, но у вас уже есть два шрифта, с которыми вы работаете. Все в порядке: заголовочные/декоративные шрифты придут на помощь и помогут оживить дизайн.

Если вы пролистаете журнал, то заметите, что для основного текста обычно используется шрифт с засечками, а для заголовков и подзаголовков – без засечек. Но если вы любите приключения, вполне нормально использовать декоративный шрифт для заголовка. Избегайте использования этих шрифтов для основного текста, делайте большие массивы текста как можно более разборчивыми.

Ниже представлен Addington, классический и универсальный шрифт, который легко читается при небольшом размере шрифта. Mojita – это сложный геометрический шрифт, вдохновленный дизайном японского арт деко, ацтеков и майя. Чтобы сбалансировать визуальный шум, который приносит Mojita, Addington добавляет традиционную тишину. Я считаю это сочетание одной из лучших комбинаций шрифтов для печати, особенно для модного журнала.

  • Избегайте одного и того же стиля шрифта

Использование одного и того же стиля шрифтов может создать конфликт в дизайне. Это потому, что анатомически они выглядят почти одинаково. Мы должны помнить, что читатели не всегда профессиональные дизайнеры, поэтому они не заметят небольших различий между шрифтами.

Например, если вы хотите использовать два шрифта с засечками вместе, то будет трудно работать над проектом, и все может выглядеть как ошибка. Вместо этого вы можете попробовать использовать шрифт с прямоугольными засечками и с обычными засечками. Прямоугольные засечки тяжелее, чем обычные шрифты с засечками, такой шрифт может работать как ведущий в дизайне, тогда как шрифт с засечками может выступать в качестве поддерживающего шрифта.

Давайте возьмем Addington из предыдущего примера (разносторонний, помните?) и смешаем его с Bw Glenn Slab. Эта прочное и крепкое основание добавляет причудливость традиционному Addington. Вы можете использовать Bw Glenn Slab для заголовков; у него есть тяжесть и индивидуальность, чтобы возглавлять страницу. Многие газеты используют эту пару, потому что это одна из лучших комбинаций шрифтов. Шрифты с прямоугольными засечками достаточно разные и требуют внимания, в то время как традиционные с засечками придают разборчивость длинным текстам.

  • Используйте иерархию в своих интересах 

Если говорить о иерархии, то нужно учитывать множество свойств. Размер, цвет, вес, кернинг – эти переменные могут помочь вам создать более продуманный макет.

Например, для заголовка используется больший размер, чем для основного текста. Таким образом, читатель в первую очередь увидит заголовок, а вторым – наборный текст. Если вес шрифта заголовка аналогичен тому, который используется для основного текста, то дизайну будет не хватать контраста, и поэтому страница будет выглядеть монотонной.

Выбирайте шрифты, которые дают вам возможность поиграть с их весом. Nista Grotesk и Antique имеют различные веса, что позволяет вам решать, как смешивать и сочетать их.

Например, вы можете использовать Antique Regular для наборного текста и Nista Grotesk для заголовков. Современный шрифт помогает сохранить стройность в макете, а с помощью семи весов вы можете найти настроение и нужное решение для заголовка. Новые тренды в дизайне предполагают использование шрифта без засечек для наборного текста и с засечками для заголовков. Этот современный стиль идеально подходит для печати и резюме.

  • Сочетайте шрифты одного дизайнера

Если вы начинающий дизайнер и все еще учитесь комбинировать шрифты, попробуйте сочетать шрифты одного и того же дизайнера. Помимо использования суперсемейств, это самый простой способ научиться сочетать шрифты. У дизайнеров особое видение и стиль, и это также относится к дизайнерам шрифтов.

У Envato Elements есть отличные дизайнеры с широким спектром шрифтов, которые можно использовать. Maulanacreative имеет обширную библиотеку рукописных шрифтов и шрифтов без засечек. Saturasi – это энергичные рукописные шрифты, которые обязательно выделятся в любом макете, здесь он в паре с Lostfield. Этот шрифт без засечек представляет собой небольшое семейство с несколькими весами, которые могут отлично смотреться в сочетании с тонкими линиями Saturasi.

Социальные сети становятся все более популярными, поэтому объединение этих двух шрифтов превосходно подходят, если вы ищете цепляющий дизайн. Комбинации шрифтов на сайте, как правило, статичны, с помощью этого прекрасного рукописного шрифта можно добавить движение.

  • Пробуйте шрифты-дуэты

Дуэты шрифтов популярны на Envato Elements. Дизайнеры уже прошли строгий процесс поиска лучших комбинаций. Мы все любим экономить время! Эти пары пригодятся, если вы создаете свадебные приглашения, посты в социальных сетях, редакционные статьи и даже логотипы. Если вы ищете определенное настроение, то это отличный способ выбрать шрифты.

Ripon – это классический шрифт с засечками, дополненный рукописным шрифтом. Дуэт шрифтов имеет воздушный и традиционный вид с экспрессией. Идеально подходит для свадебных приглашений, бланков или модной одежды.

Дуэт шрифтов Audacity содержит шрифт без засечек и рукописный шрифт. Эта пара идеально подойдет, если вы ищете хендмейд или винтажный стиль для своего дизайна. Проекты только выиграют от этого варианта!