Back to Course

Design software

0% Complete
0/0 Steps
  1. Figma
    20 Topics
    |
    20 Quizzes
  2. Illustrator
    19 Topics
    |
    14 Quizzes
  3. Photoshop
    22 Topics
    |
    22 Quizzes
Lesson 3, Topic 18
In Progress

3.18.Ретушь – Частотное разложение и dodge & burn

19.04.2022
Lesson Progress
0% Complete

Что такое частотное разложение

Метод частотного разложения заключается в создании сильно детализированного слоя (высокая пространственная частота) и слоя с низкой детализацией из фотографии-исходника — этот метод впервые изложил в доступной форме Шон Бейкер, фотограф и ретушер из штата Мэриленд. Эта техника позволяет сгладить грубые участки и обработать области с хорошей детализацией независимо друг от друга. А также задействовать высококачественные и недеструктивные методы обработки, при помощи которых можно сделать фотографию более резкой.

Метод основывается на том, что любую картинку можно разложить на 2 составляющие – на верхние и нижние частоты. И если «сложить» их обратно – получим исходную картинку. Тем самым разделяем картинку на слой, который содержит текстуру кожи и слой, который содержит информацию о цвете, свето-теневых переходах и “форме”. Фильтр нижних частот в фотошопе – это фильтр Gaussian Blur. Верхних – High Pass, который мы будем применять через Внешний канал, т.к сам фильтр при “склеивании” дает неточности. 

Частотное разложение на 2 частоты

Что из себя представляет частотное разложение? Изображение разделяется на несколько частот (2 или 3), первая из которых – это тон и цвет (низкая частота), а вторая – это текстура (высокая частота). В сущности, не так важно на сколько частот делить фотографию. А важно понимать, что на первом слое с низкой частотой мы правим проблемы с тоном. А на высокой частоте исправляем текстуру.

Пошаговая инструкция

  • Шаг 1.  Откройте изображение, создайте 2 копии слоя, нижний назовите “низкая”, а второй “высокая”. Нижнюю частоту нужно размыть по Гауссу (фильтр/размытие по Гауссу), выбирайте такое значение, когда текстура уже размыта, но тон и очертания сохранены. Для моей фотографии я выбрала значение 6, для вашей скорее всего нужно будет выбрать другое значение.

Вообще существует несколько подходов к вопросу о радиусе размытия нижней частоты:

1) Размытие до того момента, пока поры на щеке/носу не перестанут быть отчётливыми, чтобы перенести информацию о текстуре кожи на высокую частоту. Лучше сделать несколько копий низкой частоты до размытия, чтобы можно было удалить слой и сделать частотное разложение заново, если текстура не достаточно “отделилась” от тона

2) Выбирать радиус размытия, ориентируясь на ресницы модели, – когда масса ресниц станет сплошной и перестанут быть различимыми реснички

  • Шаг 2. Возвращаемся к слою “высокая частота” и нажимаем на него, выбираем в верхнем меню Изображение/Внешний канал (у меня в английской версии это Image/Apply image):

Для 16 бит

слой/layer: нижняя частота

смешивание/blending: добавить

масштаб/scale: 2

сдвиг/offset: 0

непрозрачность/opacity: 100%

нажать галочку “Инвертировать”

Для 8 бит

слой/layer: нижняя частота

смешивание/blending: вычитание

масштаб/scale: 2

сдвиг/offset: 128

непрозрачность/opacity: 100%

снять галочку “Инвертировать”

Затем, на слое “высокая частота” мы выставляем режим смешивания “Линейный свет” (окно “слои”). Зажав на клавиатуре клавишу shift и выбрав слой “низкая частота”, мы выбираем оба слоя и нажимаем внизу окна “слои” (посмотрите на фотографии снизу) кнопочку “создать группу”. Слои окажутся в новой группе, её можно назвать “частотное разложение”. Рекомендую всегда логично и правильно хранить слои и информацию о них, корректно называя и комментируя слои.

Применяем внешний канал

для 8-битной фотографии. Во внешнем канале выбираем смешивание “subtract”, scale 2 и offset 128

Выбираем смешивание “Линейный свет”

Добавляем частоты в группу

  • Шаг 3. Теперь можно уже ретушировать! На нижней частоте дефекты исправляются с помощью любых инструментов: штамп, лечащая кисть, медиана, микс кисть. А на высокой частоте – с помощью лечащей кисти и штампа. Главное не переусердствовать! Не пытайтесь работать над всей фотографией сразу. Разделите изображение (лицо) на 6 сегментов и работайте над каждым сегментом по очереди. Для того, чтобы облегчить задачу с работой над текстурой, можно создать корректирующий слой (кривые) и подкрутить на нём контрастность и применить его только к высокой частоте через клиппинг маск.

Небольшая хитрость: можно продублировать, например, низкую частоту, применить к ней функцию обтравочной маски (Clipping Mask, поставив копию слоя выше оригинала), и работать только на слое маски, чтобы иметь возможность “откатить” изменения. А если работа ведётся на высокой частоте, то копия слоя и клиппинг маск применяют уже не в режиме наложения “линейный свет”, а в “нормальном” режиме.

Чтобы вернуть больше естественности, просто снизим уровень непрозрачности группы слоев “частотное разложение” с 100% до 90-95%. В первую очередь это касается портретов.

Частотное разложение на 3 частоты

Тройное разложение (частотное разложение на три частоты) – это один из вариантов классического частотного разложения. При разделении на три частоты будет: тон и цвет (низкая частота), вторая – общие черты + цвет, а третья – это детали резкости. 

Для частотного разложения на три частоты и 16-битные фото, и 8-битные раскладываются одинаково. ДО частотного разложения делают всю пиксельную чистку (при помощи лечащей кисти, штампа), так как при разложении один “недостаток” кожи придётся убирать не один раз, а уже три – с каждой частоты отдельно.

Схема частотного разложения на три частоты

Шаги от 1 до 4 последовательно, средняя частота ПОСЛЕ высокой частоты

Низкая частота

1 Размываем по Гауссу

(значение кратно 3) например, 30

Высокая частота

2 Цветовой контраст/High Pass 

(значение = низкая частота÷3) например, 30÷3=10

Средняя частота

3 Цветовой контраст со значением для “Низкой частоты” например, 30

4 Размываем по Гауссу со значением для “Высокой частоты” например, 10

Пошаговая инструкция частотного разложения на 3 частоты

  • Шаг 1. Делаем три копии первого слоя. Нижний слой с копией “Низкие частоты”, средний слой “Средние частоты” и верхний “Высокие частоты”. Складываем копии в новую папку и называем ей “Частотное разложение”.
  • Шаг 2. Выбираем слой “Низкая частота” и размываем по Гауссу (Фильтр — Размытие — Размытие по Гауссу). Выбираем такой радиус, чтобы на фото остался только тон кожи модели и не было видно неровностей и деталей кожи. Радиус размытия выбираем так, чтобы число без остатка делилось на 3 (например, 30) и запомним его (нам понадобится эта цифра) как Y, например, Y=30.
  • Шаг 3. Выбираем слой “Высокая частота” (верхний слой) и применяем Цветовой контраст/High Pass  (Фильтр-Другое-Цветовой контраст).

Цветовой контраст/High Pass 

Значение для высокой частоты должно быть в три раза меньше, чем значение для низкой частоты.

  • Шаги 3 и 4: Переходим к “Средней частоте”. С ней мы сначала делаем Цветовой контраст/High Pass  (Фильтр-Другое-Цветовой контраст) со значением, которое применяли для “Низкой частоты”, то есть Y. А потом этот же слой размываем по Гауссу (Фильтр — Размытие — Размытие по Гауссу) со значением X.

Иначе говоря:

I. на “Среднюю частоту” применяем Цветовой контраст со значением для “Низкой частоты”

II. “Среднюю частоту” размываем по Гауссу со значением для “Высокой частоты”

В моём примере для Цветового контраста я выберу 30, а для размытия по Гауссу выберу значение 10.

Теперь эти частоты нужно правильно подать, включив режимы наложения и снизив контрастность.

Режимы наложения слоёв и контрастность частот

На слои “Высокая частота” и “Средняя частота” применяем режим наложения “Линейный свет”. “Низкую частоту” мы не трогаем.

В слоях “Высокая частота” и “Средняя частота” уменьшим контрастность в два раза. Для этого к слою “Высокая частота” применим корректирующий слой “Яркость/Контрастность”. Поставим на контрасте значение -50% (для этого нажмите на знак “солнышко” этой слое, появится диалоговое окно). Сделаем обтравочкую маску на слой. Также поступим и со “Средней частотой”, просто продублировав слой-коррекцию и поставим его выше средней частоты. Точно так же делаем обтравку.

Примечание: чтобы создать обтравочную маску, поместите слой “Контрастность” над нужным слоем. Нажмите на слой “Контрастность”, и удерживая  клавишу Alt (Windows) или Option (Mac), подведите курсор к границе между слоями, появится стрелочка, на которую нужно нажать. Когда вы это сделаете, то увидите, что слой с контрастностью “вложится” нижний слой со значком стрелочки. Второй способ: нажмите на слой-коррекцию с контрастностью правой клавишей мыши, появится диалоговое окно, выберите пункт “Создать обтравочную маску”

Применим корректирующий слой “Контрастность”…

…для этого выберем Яркость/Контраст

Создание корректирующего слоя “Контраст”, ставим галочку “use legacy”

Вот так выглядит панель слоёв при правильно выполненной работе

  • Шаг 5. Ретушируем.

Начнём с “Низкой частоты”, добиваясь гладкости и красивого тона. Для этого можно сделать дубликат слоя и работать по нему с помочью микс-кисти, штампа, выделения и размытия, лечащей кисти и заплатки. Вариантов так много, что рекомендовать что-то одно не стану. Кто-то предпочитает выделять области с помощью лассо и размывать по Гауссу, многие работают по слою микс-кистью. Всё это – стандартные инструменты Photoshop (на панели инструментов). Обычно на нижней частоте не так много ретуши. Основная работа ведётся в средней частоте.

На средней частоте правим неровности, убираем “лишние” рельеф и текстуру. Способ: создание на слое маски, и, с помощью чёрной кисти на белой маске, “стирание” недостатков и неровностей. Мы буквально стираем информацию со средней частоты, но на маске, чтобы можно было вернуть информацию (с помощью белой кисти по маске). Чтобы добавить маску нажмите “Создать маску” на нижней части панели “Слои”(она рядом с кнопкой корректирующих слоёв).

На высокой частоте правим только текстуру кожи. Инструменты всё те же знакомые лечащая кисть и штамп. С “хороших участков” берём образец и применяем его на проблемных местах.

Советы по методу частотного разложения

Выбор радиуса при разложении на две полосы частот.

  • Для Gaussian Blur выгодно задавать большой радиус, чтобы максимально убрать фактуру
  • Для High Pass выгодно задавать малый радиус, чтобы не пропустить объемы
  • Конкретное значение выбирается как компромиссный вариант между этими двумя условиями
  • При этом учитывается детали какой крупности мы относим к фактуре
  • Радиус Gaussian Blur удобнее подбирать плавно увеличивая его, пока не исчезнут ненужные детали
  • Радиус High Pass удобнее подбирать плавно уменьшая его, пока не пропадут ненужные объемы

Использование Healing brush

  • На НЧ слое после размытия на участках рядом с контрастной границей появляется цвет соседней области
  • На ВЧ слое вдоль контрастных границ появляются ореолы противоположных цветов
  • Если в процессе ретуши ВЧ слоя убрать ореол на финальной картинке на этом участке появится цвет соседней области
  • Healing Brush переносит фактуру стараясь сохранить цвет редактируемого участка
  • Его работа построена на алгоритме частотного разложения, а значение радиуса привязано к размер кисти
  • Главное не переусердствовать! Не пытайтесь работать над всей фотографией сразу. Разделите изображение (лицо) на 6 сегментов и работайте над каждым сегментом по очереди. Для того, чтобы облегчить задачу с работой над текстурой, можно создать корректирующий слой (кривые) и подкрутить на нём контрастность и применить его только к высокой частоте через клиппинг маск (обтравочную маску).
  • Второй подход. Вести ретушь с позиции, когда лицо модели на фото размером не больше, чем ваш кулак. Только после того, как убрали все видимые проблемы, можно увеличивать масштаб.
  • Небольшая хитрость: можно продублировать, например, низкую частоту, применить к ней функцию обтравочной маски (Clipping Mask, поставив копию слоя выше оригинала), и работать только на слое маски, чтобы иметь возможность “откатить” изменения. А если работа ведётся на высокой частоте, то копия слоя и клиппинг маск применяют уже не в режиме наложения “линейный свет”, а в “нормальном” режиме.

Метод Dodge&Burn

О методе, фундамент для ретуши (объём, свето-тени)

Dodge and burn – это фундаментальный и гуманный способ ретуши фотографии. Он позволяет ретушёру и фотографу получать прекрасный результат и не жертвовать качеством, что очень важно. Это прекрасный способ для ретуши портретов и для достижения художественных задач фотографии, если по каким-то причинам были допущены ошибки на этапе съёмки. Например, если неверно был выставлен свет или в кадре сместился центр композиции. 

Давайте разберёмся на чём базируется метод Dodge&burn.  Методика состоит в осветлении и затемнении, то есть работа ведётся только с тоном, что позволяет сохранять текстуру и фактуру. Это особенно важно. Ещё раз повторю – это самая недеструктивная методика, но хорошие результаты вы сможете получить только изучив основы рисунка и передачи объёма свето-теневым рисунком.

Объём, тон и форма

тональность

Для начала рассмотрим базовые понятия объёма – тоновую шкалу – на примере сферы. В классическом понимании, объём строится из пяти тонов. Но это не значит, что ступеней тона не может быть меньше, на фотографии кожа может содержать всего два-три тона. Это может произойти при мягком рассеянном свете от большого источника (дневной свет от окна, например), или если использовался мощный источник жёсткого света.

Вернёмся в главному: почему же не получается техника Dodge and burn? Обычно за этим вопросом кроется главная ошибка – вместо того, чтобы убрать пятно на коже и на этом благополучно успокоиться, ретушёр может начать лихорадочно затирать всю форму без разбора, при этом “убивая” объём объекта.

При ретуши в любой технике, будь то Dodge and burn или частотное разложение, ретушёр должен сохранять объём (или хотя бы его логику) в изображении. Текстуры, формы, рельефы – всё это разнообразие необходимо для “жизни” фотографии. В противном случае, фотография превратится во что-то, что уже едва ли можно будет назвать натуральным.

Форма головы: базовая анатомия для фотографов и ретушёров

Хотя фотография и является плоской, на ней запечатлены 3D формы, например, бьюти снимок – лицо модели объёмно. Как бы далеко, дорогой читатель, тебя не увело желание довести снимок до идеала, пожалуйста, всегда помни о базовом объёме и проанализируй исходные данные на фотографии.

Не стоит бездумно плющить лицо, выпучивать глаза и раздувать губы. К слову, кому-то сейчас покажутся абсурдными эти действия, но практика показывает, что даже самая прекрасная и идеальная модель, в силу неизвестных автору причин… перед тем как выложить фото с собой в социальные сети нещадно “плющит и колбасит” предмет работы фотографа. Этим же грешат многие представители бьюти индустрии.

Как работать с формой и Dodge & burn

Задача ретушёра – это не превратить лицо Homo sapiens в что-то из разряда Alien\Predator. Ну, во-первых, не стоит забывать о феномене зловещей долины (uncanny valley), согласно которой, всё, что очень похоже на человека, но не является им, вызывает страх и отвращение. Поэтому оставим человека – человеком.

Запомни всего три простых правила:

I. Восприятие формы связано с паттерном освещения, или проще говоря, с тем, как именно свет падает на модель. Анализируй, какой паттерн освещения на фотографии, упрости тон объектов мысленно на две ступени тона – свет и тень, найди выступающие и уходящие вглубь участки.

II. Создай пуcтой слой поверх исходника фото и пропиши на нём всё, что собираешься исправить – отметь ярким цветом то, что нужно осветлить. Возьми кисть другого цвета и отметь все участки, которые нужно затемнить. Оставляй для себя понятные комментарии, чтобы в процессе ретуши возвращаться к этому “редакторскому” слою и проверять всё ли ты делаешь по плану.

III. Пользуйся правилом – от общего к частному. Не уходи в мышиную возню, начинай с крупных пятен. Постепенно переходи к более мелким деталям.

Научившись видеть базовые формы, с приходом понимания логики объёма, ты научишься создавать красивые и визуально натуральные работы в любой технике ретуши – Dodge and burn или частотное разложение.

Настройка кисти

Для ретуши нам понадобится довольно мягкая кисть. Прозрачность 100% и flow (нажим) от 1 до 10%, чем меньше участок, над которым мы работаем, тем меньше нажим. Если мы сильно приближаем какой-то участок для ретуши, то уменьшаем нажим кисти. Говоря о настройках кисти, стоит сказать ,что не существует универсального рецепта – нужно пробовать разные степени нажима и находить то, что больше подходит для вашего стиля работы. Если работать со стилусом, то стоит настроить контроль нажима пропорционально нажиму стилуса на планшет. Сделать это можно в настройках кисти в программе Photoshop.

Dodge and Burn пошагово

  • Шаг 1. Создаём корректирующий слой “Кривые”, на котором мы поднимем светлые тона и назовём его “Dodge”. Точно так же создаём второй слой “Кривые”. Но на нём мы сделаем тона темнее и назовём этот слой “Burn”. Применим к слою “Dodge” маску и нажмём Cntrl + I для того, чтобы инвертировать маску. То же самое повторим для слоя “Burn”. 

Создаём корректирующий слой “Кривые”, на котором мы поднимем светлые тона и назовём его “Dodge”

Инвертируем маски слоя

  • Шаг 2. Как это работает: выбирая маску слоя “Dodge” и используя там белую кисть, мы осветляем этот участок картинки. Выбирая маску слоя “Burn” и используя белую кисть, мы затемняем этот участок. Черная кисть стирает изменения. Подсказка: клавиша D автоматически установит основной и второстепенный цвета кисти в черный и белый. Клавиша X меняет их местами. Для удобства переводим всё в чб, крутим контрасты и красный канал.

Применяем корректирующий слой “Чёрно-белое”

Создаём корректирующий слой “Чёрно-белое” и крутим ползунок красного канала влево, чтобы увидеть все пятна на коже

Выбираем слой “Dodge” или “Burn”, инструмент кисть и белый цвет кисти и работаем по маске слоя. Кисть не должна быть абсолютно мягкой, поставим жёсткость около 5-20%, прозрачность 100% и Flow около 1-10 (всё индивидуально). Начнём мы с ретуши общей формы лица, смягчая переходы из тени в полутень и свет там, где эти переходы слишком жёсткие и где проходит светораздел формы. Иными словами, мы убираем все некрасивые резкие моменты, чтобы придать “гладкость”. 

Какие ошибки могут возникнуть на этом этапе? Это очень важно! На этом этапе мы не убираем локальные проблемы и недостатки, а работаем с общей формой головы (или иного объекта). Мы не перерисовываем форму и не делаем её 3Д. Такая работа требует скилла и зачастую излишня, договоримся, что все моменты учитываются в процессе съёмки. Мы работаем с природной формой и тем тоном, который у нас уже есть на фотографии и лишь смягчаем все переходы. Используем мы и “Dodge” и “Burn”, оба инструмента одинаково нужны и важны, если мы хотим сохранить тон! Не забываем о тоне ни на минуту. Иногда отключаем слои “Dodge” или “Burn” и проверяем, не убежали ли наши тона не в ту сторону и правим. 

  • Шаг 3. Создаём слои “Dodge2” или “Burn2” и делаем для них папку “DB2”. Эти слои нужны нам для работы над локальными проблемами на коже. Создаём корректирующий слой “Чёрно-белое” и крутим ползунок красного канала влево, чтобы увидеть все пятна на коже. Алгоритм работы остаётся тот же самый. Мы снижаем прозрачность кисти и размер кисточки и так же работаем над более мелкими недостатками. Если мы где-то ошиблись и мазнули лишнего, выбираем чёрный цвет вместо белого и замазываем на маске слоя. Так мы работаем над проблемными участками до оптимального для нас результата.

В данном случае мы научились применять алгоритм Dodge and burn для ретуши формы. Но этот же инструмент можно применять для других целей. Например, для скульптурирования или изменения тонового рисунка. Тон иногда приходится править, если оказывается, что какая-то деталь фотографии, которая не планировалась как точка интереса, вдруг вылезла на передний план. Или мы можем затемнить или осветлить края и дальний план фото для мягкой виньетки. А ещё Dodge and burn понадобится нам, если нужно “отделить” объект от фона или других предметов.

Результат демонстрационной ретуши (время работы около 30 минут)